Стартовал сезон отпусков и курортных романов. По оценкам социологов, больше 70 процентов россиян осуждают супружеские измены. Ежегодно ряды сторонников нравственности крепнут. По сравнению с «распутными» девяностыми годами толерантность к адюльтеру снизилась почти на треть. Однако врачи сомневаются в объективности анкетирования. Сексологи утверждают, что «налево» стабильно продолжают ходить большинство супругов. И если раньше это считалось прерогативой мужчин, теперь упущенное наверстывают их жены. О том, кто изменяет чаще, почему и чем отличаются современные курортные романы от советских, «Ленте.ру» рассказал автор научно-популярных книг по сексологии, профессор Парижского университета Сорбонна Александр Полеев.
«Лента.ру»: Кто чаще изменяет?
Полеев: Женатые мужчины. И это вовсе не имеет отношения к тому, хорошо ли им в семье, любят ли они жену. Просто это особенность мужской популяции — стремиться к новым победам. В среднем, как показывают исследования, для поддержания реноме мужчине нужны одна-две новых сексуальных партнерши в год. Но это очень средне. У представителей разных профессий — свои представления.
Кто самые активные?
Врачи. Но не сексологи и гинекологи, как почему-то думают многие, а хирурги и кардиологи. В больших городах у них бывает до семи новых контактов в год. Многие почему-то полагают, что у кардиологов основные клиенты — пенсионеры. Нет, женщины 25-30 лет. В это время у них организм переживает гормональную перестройку. Но врачи как раз в курортных романах не нуждаются. У них и так масса возможностей завести себе любовное приключение на работе. А вот для менеджеров, офисного пролетариата, работающего в мужских коллективах, роман в отпуске — целое приключение. Пик супружеских измен в России с ее нестабильным климатом приходится на лето.
Есть ли верные супруги?
Примерно 24-26 процентов. Многочисленные исследования, которые сексологи проводят с добровольцами, используя гипноз и «сыворотку правды», показывают, что в среднем за супружескую жизнь налево ходят порядка 74 процентов мужчин и до 33 процентов женщин. Интересно, что мужчины в неверности стабильны: их количество за много лет практически не изменяется. А вот количество неверных женщин увеличивается примерно на 0,1 процента в год.
Почему?
Дамы тоже повышают собственную самооценку. Каждого из нас ведь теребит идея: «А могу я что-то еще, могу лучше?» Кроме того — эмансипация. Возраст вступления в брак растет. В среднем в Москве это 27-28 лет, в провинции — 25-26. Лет сорок назад, когда я начинал карьеру сексолога, очень многие выходили замуж девушками либо неопытными женщинами. Сейчас до создания семьи у москвички с высшим образованием в анамнезе в среднем 7,5 сексуальных партнера. Поэтому когда она попадает в ситуацию, где нет мужа, навыки легко возобновляются.
Разве для этого нужны особые навыки?
Это целое искусство — уметь без слов показать потенциальному партнеру, что он нравится, уметь пококетничать. Чаще всего дамы более привязаны к семье, они психологически тоньше. Женщина понимает, что если мужик горит, если он не может встать в кафе, потому что у него сильная эрекция, — значит, она его покорила. Чаще всего ей этого ощущения хватает, чтобы упиваться победой до следующей поездки. То есть физическая измена у женщин происходит реже, а если и происходит — многие современные женщины относятся к романам иначе, чем их сверстницы лет 20 назад. Они, как и мужчины, полагают, что надо наслаждаться моментом, чтобы было что вспомнить, и не собираются продолжать отношения.
В каком возрасте чаще всего изменяют?
Такой статистики нет. Мужчины заводят романы, пока что-то могут. У женщин это связано с их представлением о своем сексуальном функционировании. Жительницы больших городов, как правило, считают, что они состоятельны лет до 50 и чуть после. А вот в провинции полагают, что стукнуло 45 — и баста, пора подумать о душе́. Хотя на самом деле эта дама может отлично выглядеть. Думаю, что скоро сексуальный возраст «слабой» половины будет выше. Еще несколько десятков лет назад я не видел любовниц старше сорока, сейчас на прием приходят и 50-55-летние дамы. Иногда спрашиваю их: «Вы не считаете, что поздно поддерживать связь? Ведь у партнера семья». Мне отвечают: «Почему? Мне это интересно. Может, физически я чувствую меньше, чем лет пять назад, но в плане психологии я по-прежнему рвусь на свидания и хочу с ним встречаться».
Любовное поведение россиян чем-то отличается от европейского?
Наверное, в Европе больше равноправия в формировании пар. Россия — единственная из цивилизованных стран, где очень существенные различия между количеством мужчин и женщин. У нас очень высокая мужская смертность. Есть масса женщин, которые в любой другой стране давно были бы счастливо замужем за нормальными людьми, а в России — одиноки. Помните, была такая песня: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят»? Ее автор был не очень силен в статистике. Это к 28 годам на десять девчонок девять ребят, а к 35 годам ребят остается 7,8. Из них 1,8 — хронические алкоголики. То есть на бумаге они существуют, но как сексуальные партнеры не котируются. У нормального российского мужчины практически нет конкуренции. А если мужчина еще и москвич — разбирают сразу. Если в среднем период ухаживаний на курорте длится два-три дня до сексуальных отношений, для жителей столицы этот путь в несколько раз короче.
Словосочетание «курортный роман» известно с советских времен. С тех пор это понятие как-то трансформировалось?
Еще лет десять назад только три процента курортных романов заканчивались разводами. То есть в большинстве случаев это были «легкие» приключения. В сентябре обычно к врачам шли толпы жен, обнаруживших в лучшем случае гонорею, а в худшем — какие-то документальные свидетельства измен: письма, фотографии. И я всегда говорил клиенткам: «Ну переспал он с ней два раза, получил удовольствие, уехала она в свою Кинешму. Написала ему два письма до востребования, из которых он на одно ответил коротко. Что изменится?» Обычно на этом все действительно успокаивалось. С глаз долой — из сердца вон. Сейчас же ситуация кардинальным способом меняется. Появился Skype, электронная почта, социальные сети — можно поддерживать контакты без усилий. Курортные романы перестают быть курортными. На отдыхе они только начинаются и развиваются дальше. Сейчас такие связи представляют большую опасность для разрушения семьи, чем раньше.
То есть супругам категорически противопоказано проводить отпуск раздельно?
Молодым парам действительно отдыхать лучше вместе. Но тем, кто живет давно, да еще работает в одной конторе, имеет смысл подумать о непродолжительном раздельном отдыхе. Я бы сказал, что в большинстве случаев романы все же идут на пользу. Ведь лучше жить с человеком, который не страдает комплексом неполноценности. А каждая новая сексуальная связь — это замечательный терапевтический способ борьбы с неврозами. Дороже, чем поход к психотерапевту, но эффективнее. Вопрос в том, чтобы удержать внебрачные связи в разумных пределах.
Как это сделать?
Я работаю много лет и считаю, что мужчины — народ трудный. Одних их оставлять нельзя. И дело не только в том, что они могут бросить семью. Они просто сопьются за три недели, «наедят» себе гастрит или язву. Больной народ, что с них возьмешь. Поэтому они должны жить под контролем жены. Это не значит, что она стоит со сковородкой возле двери и отбирает бутылку водки. Просто если мужчина знает, что его дома ждут, он десять раз подумает, прежде чем примет предложение приятелей сходить, например, в бар. Даже если ему никто ничего не скажет по этому поводу, он знает, что супруга будет недовольна. Я всегда поражался, насколько женщины верят мужчинам и пренебрегают техникой безопасности. У тебя ребенок двух лет, есть дача. Зачем ты уезжаешь туда на все лето, если знаешь, что молодой муж работает в коллективе, где полно привлекательных дам? Что, ребенок только на даче растет и немедленно погибнет в московском дворе? Долгие разлуки кончаются очень плохо для семьи.
Каков оптимальный срок разлуки?
Не больше недели. Сексологи знают о синдроме девятого дня. Вы живете вместе, спите с мужем в одной постели, и даже если не вступаете с ним в сексуальный контакт, у него все равно есть какая-то эрекция. Но когда долго никого рядом нет, телесный контакт отсутствует — у мужчины наступает паника. И ему обычно необходимо убедиться, что его организм нормально функционирует. И даже если он не едет на курорт, то просто роется в старых записных книжках и легко решает проблему с другой женщиной.
Оставить комментарий