В воскресенье, 5 мая в аэропорту Шереметьево совершил аварийную посадку горящий самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). На борту находилось 78 человек, включая экипаж. 41 человек погиб. Информированный источник утверждает, что пассажиры погибли из-за попыток достать ручную кладь с багажных полок: грубое нарушение правил эвакуации обернулось гибелью людей. Почему Sukhoi Superjet 100 называют проблемным и какие действия обязаны помнить и выполнять экипаж и пассажиры, чтобы увеличить шансы на выживание в нештатных ситуациях, — в материале «Ленты.ру».
Прерванный полет
Сразу после взлета на борту лайнера, выполнявшего регулярный рейс SU1492 по маршруту Москва — Мурманск, произошел технический сбой, который мог быть вызван как попаданием молнии, так и поломкой. По предварительным данным, отказала радиосвязь. После этого экипаж принял решение немедленно вернуться на аэродром вылета в Шереметьево. Однако с первой попытки сесть не удалось из-за неблагоприятных метеоусловий, и самолет ушел на второй круг.
При второй попытке из-за большой скорости захода на посадку, вызванной большим весом самолета, топливные баки которого были заполнены, SSJ-100 начал «козлить» (подпрыгивать после касания полосы). После одного из отскоков пилот принял решение «отдать штурвал» от себя и направил самолет вниз. От удара о полосу подломились стойки шасси, весь вес воздушного судна приняли на себя двигатели, и возник пожар.
Из рассказа бортпроводников следует, что еще в движении из-за большой температуры начали плавиться иллюминаторы. Объятый пламенем самолет заскользил по полосе и остановился, после чего началась эвакуация. Бортпроводники открыли аварийные выходы в передней части салона, через которые пассажиры покидали борт SSJ100. В это время находившийся в хвосте самолета 22-летний бортпроводник Максим Моисеев пытался открыть еще один люк, но отравился продуктами горения и погиб. Вся эвакуация продлилась 55 секунд при нормативе 90 секунд.
Проблемный лайнер
SSJ 100 — первый гражданский самолет в истории «ОКБ Сухого». Решение отдать предпочтение проекту «Сухого», а не «Туполева» вызвало волну критики в СМИ и экспертном сообществе из-за отсутствия у конструкторского бюро опыта в разработке гражданских самолетов. Работа над проектом началась в 2000 году, а уже в 2007 году произошла выкатка первого экземпляра воздушного судна. В мае 2008 года лайнер впервые поднялся в небо, а в 2011 году был сертифицирован.
С 2008-го по апрель 2019 года построено 186 самолетов, из которых 151 борт передан заказчикам. Споры вокруг лайнера не затихали и до катастрофы в Шереметьево.
За время эксплуатации с SSJ-100 произошло семь аварий. В 2012 году во время демонстрационного полета в окрестностях Джакарты, Индонезия, самолет врезался в гору. Погибли все 45 человек, находившиеся на борту. Полет проходил на малой высоте, в условиях плохой видимости. Российские и индонезийские эксперты сошлись во мнении, что причинами катастрофы стали несколько факторов: действия экипажа лайнера, отсутствие у него достоверных данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность индонезийских диспетчеров.
Еще пять происшествий обошлись без жертв. В 2013 году Superjet приземлился с убранным шасси во время испытательного полета в Исландии. В 2015 году SSJ-100 столкнулся с телетрапом при буксировке в аэропорту Мехико. В 2018 году один Sukhoi вновь сел с невыпущенным шасси в Жуковском, а другой выкатился за пределы полосы в Якутске. В 2019 году в московском аэропорту Домодедово лайнер задел мачту освещения. Аварийная посадка и пожар в Шереметьево — седьмой эпизод.
SSJ-100 прослыл проблемным самолетом еще и из-за множества технических отказов, перебоев с поставками запчастей и более частой по сравнению с конкурентами необходимости в обслуживании. По состоянию на апрель 2019 года средний суточный налет SSJ-100 составлял 3,6 часа, а у близких региональных иностранных самолетов Embraer E-170 и Embraer E-190 , которые имеют в своем парке авиакомпании S-7 и Pegas Fly, суточный налет равен 6 и 10 часам соответственно. Из-за этого от эксплуатации и дальнейших закупок Superjet отказалось несколько европейских авиакомпаний.
Эвакуация
На кадрах, сделанных установленными в аэропорту видеокамерами, видно, что пассажиры покидают самолет с ручной кладью, что противоречит всем инструкциям. Это, вполне вероятно, могло привести к уменьшению скорости эвакуации пассажиров. Ряд источников предположил, что причиной гибели людей стало в том числе доставание ручной клади с полок. Этот же фактор стал причиной волны возмущения в соцсетях.
В связи с этим возникает вопрос о привлечении пассажиров, спасавших свою ручную кладь, к уголовной ответственности. «Для возможного привлечения к уголовной ответственности "спасателей чемоданов” по статье 109 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за причинение смерти по неосторожности, прежде всего необходимо установить наличие вины подозреваемых в смерти других пассажиров, — рассказал «Ленте.ру» юрист, соавтор комментария к КоАП РФ Дмитрий Звоненко. — Вина в данном случае — в форме неосторожности, а не прямого либо косвенного умысла (вряд ли кто-то из пассажиров осознанно и целенаправленно хотел кого-то убить). Нужно доказать, что гибель конкретных пассажиров наступила именно вследствие поведения другого пассажира (препятствование покиданию самолета), а не в результате травмирования при жесткой посадке или отравления продуктами горения. Наиболее суровая кара, установленная данной статьей УК РФ, — это лишение свободы на срок до четырех лет в ситуации гибели двух или более лиц. Однако, на мой взгляд, в настоящее время очень мало информации для того, чтобы однозначно говорить о том, что кто-то из спасшихся пассажиров будет привлечен к ответственности по данной статье».
Борьба за жизнь в небе
В реальности исход аварии зависит как от характера неисправности самолета или погодных факторов, так и от действий экипажа на борту.
Работа по спасению начинается еще в небе — в тот момент, когда командир воздушного судна объявляет о нештатной ситуации. Причем работа эта должна выполняться не только экипажем, но и пассажирами.
Оставить комментарий